ЭйДжей

Если бы граффити не появилось в моей жизни, я бы не стал графическим дизайнером

Я увидел
граффити в фильмах
Мой бывший одноклассник дал мне посмотреть документальный фильм о граффити "Воины стилей".
Эйджей
— рисовал граффити в 90-х.
Фильм своё время он послужил отправной точкой для многих творцов в области граффити, рэпа и брейк-данса. Я думаю, это такой основополагающий краеугольный фильм.

Тогда я умел хорошо рисовать и нашел применение моим скилам в граффити. Сначала рисовал на бумаге, потом переносил на стену. Было очень весело, нас сильно гоняла полиция.
Первые граффити были синими
Свои первые граффити я рисовал автоэмалью, её можно было достать только на авторынке. Это была отечественная краска "Мухитун", которую выпускали только в синем цвете.

В то время было очень много синих низкопробных граффити. Ребят, которые рисовали этой краской, называли хитонщиками. На хорошую краску денег не было, старались подрабытывать и покупать автоэмаль.
Своих мы вычисляли по шмоту
Был 1996, 1997 год. Своих мы вычисляли по шмоту — паленый китайский мерч, который продавался в ЦУМе, широкие штаны. Нас было человек 30 по всему городу, именно наша компания. Потом граффитчиков стало больше.

Я жил на Черемошниках, там за шмот и за пирсинг постоянно приходилось объяснять. Это сейчас пирсингом никого не удивишь, а в 96-ом году в ухо могло прилететь очень весомо. И прилетало. Хотя у меня почему то таких особых инцидентов не было.
Отправная точка
или переломный момент?
Мы как-то раз обнаглели и рисовали среди бела дня на большой стене на углу Киевской и Кирова. Наши доблестные стражи правопорядка не поленились приехать. Это очень быстро случилось, но мы успели дорисовать. Нас отвезли в Кировский РУВД, там пожурили и отпустили. Всякое бывало — то бабушка в букве свастику увидит и нажалуется в ЖЭК, то ещё что-то. Но ничего серьезного.
Кировский РУВД и жалобы в ЖЭК
Мой бывший одноклассник съездил в США в 97-ом или 98-ом году по обмену. Он жил в Нью-Йорке и облазил с фотоаппаратом весь Бруклин. Он приехал, всё это мне показал — «вот как надо». Это стало отправной точкой, точнее переломным моментом. Я понял, что мы делаем очень примитивно и надо двигаться дальше
Мы начинали с баблэтеринга - это такие округленькие буквы, самый такой примитивняк. Потом переключились на вещи посерьезнее —
рисовали нечитабельные абсолютно хитросплетенные буквы. Зачастую то, что было написано, было известно только автору. Там горе-бабушки и находили свои смыслы, которые мы вообще не вкладывали.
Исторический центр никогда не трогали
Граффити — это нервощикотальный процесс, обыватели не совсем хорошо к этому относились. Можно было получить не только от милиции, но и от жителей дома, на котором ты рисуешь. Мы старались где попало не рисовать.
От примитивных букв до хитросплетений
«На сером бетоне ещё могли, а вот в исторический центр не совались»
Однажды наша доблестная администрация решила, что если есть граффитчики в городе, то надо их использовать. Устроили легальный граффити-день. Я не помню, на какую тему, что-то на злобу дня.

Мы рисовали на заборе стройки на пересечении Красноармейской и Фрунзе. Лет через 10-15 я кусок этого забора со своим граффити нашел на другой стройке. Его куда-то увезли, где-то он пролежал, а потом ему нашли применение, перекрашивать не стали.


Граффити и коммерция
Из уличных граффитчиков
в графические дизайнеры
Все, кто рисовал тогда, потом в эту стезю и пошли. Я, Данил Слупский, Макс Арбузов — все стали графическими дизайнерами.

Кто-то пошел дальше. Виталика Ивлева чуть ли не в Pixar зовут работать, он очень серьезно на персонажах продвинулся.

Макс Арбузов в своё время даже преподавал свой кейс в Британской школе дизайна на интенсиве. Когда я увидел его в списке преподавателей, был сильно удивлен. Я написал ему: «Прикольно, я на интенсив собираюсь ехать — так что там увидимся». Я тогда то ли онлайн учился, то ли что-то еще. Я так и не поехал, но этой мысли еще не оставил. Так что — кто знает, может еще увидимся.
Хип-хоп
— это демократичная движуха
В Томске уже нет хип-хоп комьюнити. Уже невозможно возродить то, что было в наше время. Сейчас субкультуры вообще сошли на нет, молодежь не заморачивается. Они не стремятся позиционировать себя как рэперы или кто-то ещё. Нет четкого разделения. Я заметил, что молодёжь всеядна. У них абсолютно другое мышление, не такое, как было у нас.

Они умнее нас, они по-другому обращаются с информацией. Они на голову выше, чем мы в их возрасте. Смотришь и диву даешься.
Современная молодежь всеядна
Хип-хоп — это демократичная и очень свободная движуха. Нормальные ребята топят за отмену социальных рамок. Главное, что хип-хоп как губка впитывает всё, ничего не отторгает, а наоборот принимает всё в себя. Сейчас у хип-хопа широкое лицо. Он разный, каждый может найти в нем что-то свое. Кому-то это — творческая отдушина, кому-то прикольная движуха.

Хип-хоп дал мне полжизни и занял её весомую часть — это и друзья, и увлечения, которые потом переросли в профессию. Без него я бы точно был другим.
История одного забора
Однажды я пересекался с москвичами в 2001 году на фестивале «Чистая энергия Нескафе». Там было несколько направлений, в том числе и граффити. Я приехал со скетчами. Все такие: «О, чувак с периферии, классно. Ну вставай рисовать». Я там взял поощрительное место, с нимбом ехал домой в Томск.

Я разговаривал с кем-то из топовых чуваков – на тот момент был главой граффити был Шаман. Он сказал, что рейтинг рейтингом, но коммерческих работ все хотят, просто не у всех получается. Райтов очень много было в Москве, а рынок был очень неразвитым.

Моя первая серьезная коммерческая работа была в 2001. Я разрисовал бар в Академгородке с ног до головы, две недели там жил фактически.
Младший брат у меня перенял
Иногда хочется тряхнуть стариной, нарисовать что-нибудь, но руки не доходят. Зато у меня младший брат перенял, всё смотрел на меня.

Он сначала граффити рисовал, а сейчас битмейкер Нуки. Он пишет свою музыку, его приглашают как диджея играть на мероприятиях.
«В 90-е хип-хоп не был таким пафосным по сравнению с тем, что он являет из себя сейчас. Всё было намного попроще. Ребята реализовывали себя именно через творчество. Такой откровенно зашкварной попсы не было»
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website